Виктор Галенко предлагает Вам запомнить сайт «Авиация общего назначения в России (АОН). Спорт, бизнес, жизнь, проблемы и решения»
Вы хотите запомнить сайт «Авиация общего назначения в России (АОН). Спорт, бизнес, жизнь, проблемы и решения»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Самолеты, вертолеты, парашюты, бизнес -авиация, СЛА, космос, воздухоплавание, ВВС, авиауслуги, информация, новости и СМИ

Убийца авианосцев: Трагическая история «сотки» Т-4

развернуть

На всем протяжении послевоенной истории СССР непрерывно пытался найти дешевое «противоядие» для борьбы с королями океанов – американскими атомными авианосцами. Советские «асимметричные» решения предусматривали то подводные лодки со сверхскоростными ракетными торпедами или крылатыми ракетами, то атомные ракетные крейсеры с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами, то сверхзвуковые бомбардировщики с интеллектуальными ракетами.

Убийца авианосцев: Трагическая история «сотки» Т-4

Убийца авианосцев: Трагическая история «сотки» Т-4

Убийца авианосцев: Трагическая история «сотки» Т-4

Убийца авианосцев: Трагическая история «сотки» Т-4

Убийца авианосцев: Трагическая история «сотки» Т-4

К концу 1950-х стало понятно, что СССР не может адекватно противостоять США ни по стратегической авиации, ни в области военно-морского флота. Частично это можно было компенсировать развертыванием межконтинентальных баллистических ракет, чем, собственно, и занялся Советский Союз. Однако примерно в это же время на вооружение США начали поступать первые атомные подводные ракетоносцы, способные поражать цели на дальности до 2200 км. Эффективно бороться с ними СССР был не в состоянии – места патрулирования подлодок сверху прикрывали американские авианосцы. Пробить оборону авианосного соединения советский ВМФ не мог ни с воздуха, ни с воды, ни из-под воды. Единственным способом уничтожить американский авианосец было применение по нему сверхскоростной ракеты со специальной боевой частью, иначе говоря, ядерным зарядом. Только вот попасть в авианосец баллистическая ракета не могла – цель не стояла на месте. Существующие же самолеты, корабли и подводные лодки были не способны не то что приблизиться на расстояние выстрела, но даже обнаружить цель. Наиболее реальным способом борьбы с авианосцами советскому командованию виделось создание авиационного ударного комплекса. Он должен был состоять из сверхскоростного самолета, который мог бы обнаружить в заданном районе авианосное соединение, и гиперзвуковой ракеты, способной на скорости, в 4–5 раз превышающей скорость звука, пробить мощную систему ПВО авианосца и поразить его ядерным зарядом.

Максимальная дальность поражения морских зенитных ракетных комплексов того времени составляла 160 км, высота – 30 км, а скорость поражаемой цели – 775 м/с. Это означало, что самолеты были доступны для удара на высотах до 25 км и скоростях до 2650 км/ч.

Ни один из разрабатывавшихся в конце 1950-х годов в СССР сверхзвуковых стратегических ударных самолетов под эти параметры не подходил. Проект 135 КБ Туполева и самолет М-52 КБ Мясищева были выполнены в основном из алюминиевых сплавов и рассчитаны на максимальные скорости 2000–2500 км/ч. Правда, в КБ Мясищева разрабатывали и другой стратегический бомбардировщик из сплавов титана и легированных сталей – М-56. Самолет был способен выдерживать кинетический нагрев обшивки до 3000С и развивать скорость свыше 3000 км/ч. Однако изначально он был спроектирован как стратегический бомбардировщик, рассчитанный на боевую нагрузку в 9 т, и имел чрезмерную взлетную массу около 230 т. 

Сотка

Охотник на авианосцев должен был иметь взлетную массу около 100 т, крейсерскую скорость полета 3000 км/ч и потолок в 24 км. При подлете к цели самолета на такой скорости и высоте радиолокационные станции американцев не успевали навести на него зенитную ракету. Поразить перспективный ударный самолет в заднюю полусферу не могли ни истребители-перехватчики, ни зенитные ракеты.

Новый самолет должен был иметь дальность полета 6000–8000 км и нести не менее двух крылатых ракет с радиусом действия 400–600 км – это позволяло бы ему не входить в зону досягаемости средств ПВО. Ракета сама по себе должна была стать уникальным изделием – развивать скорость, в семь раз превосходящую скорость звука, автономно выходить на цель и атаковать ее.

Госкомитет по авиационной технике предложил участвовать в конкурсе на такой самолет конструкторским бюро Туполева, Сухого и Яковлева – Микояна решили не трогать, так как его бюро было перегружено работами по будущему МиГ-25. Подразумевалось, что конкурс выиграет «бомбардировочное» КБ Туполева, и «истребительные» КБ были привлечены для видимости конкуренции. Тем более что у Туполева был в разработке «проект 135» – оставалось лишь увеличить его скорость до требуемых 3000 км/ч. Вопреки ожиданию, «истребительные» КБ с энтузиазмом взялись за непрофильную тему. В КБ Сухого проект возглавил Олег Самойлович. Была выбрана компоновка по схеме «утка» с передним горизонтальным оперением и изолированными мотогондолами, воздухозаборники которых выступали за переднюю кромку крыла. По первоначальным расчетам взлетная масса равнялась 102 т, откуда и пошло неофициальное название проекта «изделие 100» или просто «сотка».

Крах патриарха

В июле 1961 года состоялся научно-технический совет, на котором подводились итоги конкурса. Первым докладывало ОКБ Туполева. «Проект 135» подвергся полному разгрому: самолет оказался слишком тяжелым (взлетная масса 190 т) и не проходил по скоростным показателям – крейсерская скорость 2500 км/ч вместо требуемых 3000 км/ч. Система защиты Туполева была выстроена с точки зрения экономии государственных средств: выгоднее строить один тип универсального, тем более уже разработанного самолета – «изделие 135». Он мог решать как стратегические задачи, в том числе нанесение ядерных ударов по территории США, так и задачи дальней морской авиации. 

Вторым о своем «проекте Як-35» докладывал Александр Яковлев. Самолет внешне напоминал американский B-58 Hustler и мясищевский М-52, имел взлетную массу 84 т, крейсерскую скорость 3300 км/ч. В конце Яковлев сделал выпад в сторону патриарха бомбардировочной авиации: «Андрей Николаевич предлагает остаться на алюминии. Это означает регресс в авиационной технике. Мы ничего нового не делаем, а нам надо продвигаться вперед и осваивать новые материалы – титан, сталь. КБ Туполева просто тормозит прогресс авиации!» Туполев вскочил и закричал: «Мальчишка, что ты понимаешь в стали? Я стальными самолетами занимался, когда ты под стол ходил! Ты страну хочешь разорить?» Яковлев промолчал.

Затем свой проект самолета Т-4 («изделие 100») представил Павел Сухой. Машина, как и Як-35, соответствовала требованиям ВВС. Окончательные выводы решили делать после очередного заседания совета в сентябре 1961 года. Андрей Туполев в экстренном порядке дал команду готовить к конкурсу самолет «125», разрабатываемый для замены Ту-22. Но и «125-ка» изначально создавалась под другие ТТХ и скорость до 2500 км/ч. Времени переделать ее под 3000 км/ч у Туполева не было. Поэтому на втором научно-техническом совете «проект 125» не прошел ровно по тем же причинам, по которым забраковали 135-й. Победителем был объявлен проект Сухого. Через некоторое время в ОКБ Сухого приехал председатель госкомиссии по авиационной технике Петр Дементьев и напрямую попросил Павла Осиповича отказаться от проекта в пользу Туполева и передать ему все материалы: «Эта тема принадлежит Туполеву». «Извините, – ответил Сухой, – но конкурс выиграл я, а не Андрей Николаевич. Поэтому я не откажусь от темы». Через некоторое время Сухому позвонил сам Туполев: «Паша, ты умеешь делать хорошие истребители, но бомбардировщики – нет. Эта тема моя, откажись». «Именно потому, что я умею делать хорошие истребители, я сделаю хороший бомбардировщик», – отрезал 
Сухой. Такое упрямство не добавило конструктору друзей в отрасли.

Двигатели

Столь уникальный самолет требовал не менее уникальных двигателей, которые могли бы работать в невиданных ранее условиях высоких температур, разреженного воздуха и на нетрадиционном топливе. Изначально на Т-4 предполагалась установка трех разных типов двигателей, но в итоге остановились на одном – РД36-41, разработку которого вело рыбинское ОКБ-36 (ныне НПО «Сатурн»). Двигатель был дальним родственником мощнейшего бесфорсажного советского двигателя 1950-х годов ВД-7, которым, в частности, оснащались мясищевские бомбардировщики 3М. Двигатель самолета получил одновальный 11-ступенчатый компрессор, форсажную камеру и двухступенчатую турбину с воздушным охлаждением лопаток первой ступени, что позволило увеличить температуру газа перед турбиной до 950К. На создание РД36-41 ушло в общей сложности около десяти лет, и на его базе были созданы другие, не менее уникальные двигатели: РД36-51А стояли на пассажирском Ту-144Д, РД36-51В – на сверхвысотном разведчике М-17 «Стратосфера», РД36-35 применялись при испытаниях орбитального самолета «Спираль».

Ракеты

Не менее важным, чем сам самолет, было его основное вооружение – гиперзвуковая ракета Х-33, разработка которой также начиналась в КБ Сухого, но была позже передана в Дубнинский филиал ОКБ-155 (ныне МКБ «Радуга»). Ракета должна была автономно идти к цели по аэробаллистической траектории на высоте более 30 км при скорости, в 6,5–7 раз превышающей скорость звука. После выхода в район цели она сама находила авианосный ордер, вычисляла в нем авианосец и атаковала его. Это была беспрецедентная на то время задача – для ее выполнения на борту Х-33 устанавливались собственная радиолокационная станция и инерциальная навигационная система, в состав которой впервые входили цифровые вычислительные машины. По сложности система управления ракетой не уступала самолетной.

Вверх тормашками

Много нового было и в кабине Т-4. Впервые в стране для нее был разработан индикатор навигационно-тактической обстановки, где на телевизионном экране данные бортовых радаров накладывались на электронное изображение микрофильмированных карт, охватывающих поверхность почти всего земного шара.

При проектировании самолета конструкторы постоянно сталкивались с самыми разнообразными, ранее никогда не встречавшимися проблемами. Например, у компоновки самолета, выигравшего конкурс, шасси не вписывалось в предназначенный для него отсек. Для выхода из ситуации предлагались довольно экзотические решения – воздухозаборники выносились на «спину», а после выхода на заданный курс самолет должен был переворачиваться кабиной вниз и так совершать полет. При посадке бомбардировщик должен был снова переворачиваться в исходное состояние.

Не менее фантастическим было и другое решение, нашедшее воплощение в самолете. При диаметре фюзеляжа всего 2 м на скорости под 3000 км/ч выступающий фонарь пилотской кабины создавал огромное сопротивление, и конструкторы решили применить отклоняемую носовую часть. При полете на высоте 22–24 км видимости как таковой нет, вокруг черное небо, поэтому носовая часть поднята и полет происходит исключительно по приборам. При посадке же она отклоняется вниз и летчик получает превосходный обзор через открывшееся лобовое стекло. Эта идея была встречена в штыки военными, и только энтузиазм и авторитет главного летчика-испытателя КБ Сухого Владимира Ильюшина, сына легендарного авиаконструктора, позволили убедить ВВС. Ильюшин настоял также на установке перископа для обзора вперед – на случай аварийного отказа механизма отклонения носовой части. Подобное решение впоследствии нашло применение и на гражданских Ту-144 и Concorde.

Кстати, сам обтекатель доставил разработчикам немало проблем, и его создание стало одной из сложнейших задач. Он должен был быть радиопрозрачным (внутри размещались антенны радаров) и одновременно выдерживать огромные прочностные и температурные (до 4000C) нагрузки. В итоге был разработан материал из сот на основе стеклянных наполнителей, пропитанных термостойким связующим. Сам обтекатель представлял пятислойную конструкцию, в которой основную нагрузку нес средний слой толщиной всего 1,5 мм. Снаружи обтекатель покрывался термо- и атмосферостойким кремнийорганическим покрытием.

В полет

Весной 1972 года первый летный экземпляр Т-4 («изделие 101») был готов к летным испытаниям, но из-за летних пожаров лесов и торфяников вокруг Москвы стелился густой дым и видимость над взлетной полосой ЛИИ 
им. Громова была почти нулевая. Поэтому первый полет состоялся только 22 августа 1972 года. Пилотировали самолет Герой Советского Союза Владимир Ильюшин и штурман Николай Алферов. На первом этапе было выполнено всего девять полетов, причем первые пять проводились с неубранным шасси. Самолет управлялся хорошо, не требовал от летчика повышенного внимания, переход звукового барьера проходил спокойно, а сам момент его преодоления отмечался только по приборам. Военные, внимательно следившие за испытаниями самолета, пришли от него в восторг и заказали в наступающей пятилетке (1975–1980 годы) первую партию из 250 машин! Для машины такого класса это рекордный тираж.

Конец «сотки»

Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ), строивший для ОКБ Сухого опытную партию из семи самолетов, не мог производить их серийно, особенно в заказанных количествах. Единственный завод, который мог освоить такой заказ, – Казанский авиационный. В Казани развернулась подготовка оснастки под производство новейшего бомбардировщика. Это означало, что ОКБ Туполева теряло свою основную производственную базу. Этого не могли допустить ни сам Туполев, ни его покровитель, министр авиационной промышленности Петр Дементьев. Под предлогом выпуска модифицированной версии Ту-22 (а по сути, совсем нового самолета Ту-22М) Сухого «выдавили» с Казанского завода.

Тем временем начался второй этап испытаний. 22 января 1974 года состоялся десятый полет «сотки», на котором Т-4 достиг высоты 12 км и скорости М=1,36. На этом этапе предполагалось довести скорость до 3000 км/ч (М=2,8) и начать испытание машины «102» со штатным комплектом радиооборудования.

Строить первые 50 самолетов Сухому предложили на Тушинском машиностроительном заводе, предполагая полностью его перестроить, что было маловероятным из-за отсутствия средств. Но Дементьев лишил Сухого и этого небольшого шанса. На очередной встрече с министром обороны он убедил его закрыть программу Т-4, развернув на ТМЗ производство крыльев для новейшего советского истребителя МиГ-23. Гречко дал согласие, и в марте 1974 года все работы по испытаниям Т-4 без объяснений прекратились.

До самой своей смерти 15 сентября 1975 года Павел Сухой не получил исчерпывающего ответа о причинах заморозки проекта Т-4. Только 
28 января 1976 года вышел приказ Министерства авиационной промышленности под № 38, которым закрывались работы по программе «изделия 100». Этим же приказом Петр Дементьев обозначал и причину: «В целях сосредоточения сил и средств на создание самолета Ту-160».

Самолет «101» был отправлен на вечную стоянку в Монинский музей, где и находится по сей день. В 1976 году, после выхода приказа, ОКБ Сухого представило смету по расходам на самолет Т-4, которая по ценам того времени составила фантастическую сумму 1,3 млрд рублей. В правительстве поднялся шум, но и этот последний всплеск эмоций по «сотке» ни к чему ни привел.


При подготовке материала с согласия автора использовалась книга «Ударный разведывательный самолет Т-4» Ильдара Бедретдинова

Автор: Александр Грек



Опубликовал Олег Иониканс , 01.12.2010 в 13:55

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Виктор Галенко
Виктор Галенко 1 декабря 10, в 14:07 Потрясающий самолет!
Когда у высших руководителей в головах поселяются страх и глупость, страна гибнет. Ибо армия баранов, коими командует лев, сильнее рати львов, во главе которых стоит баран. (
Текст скрыт развернуть
8
Олег Иониканс
Олег Иониканс 1 декабря 10, в 14:10 Главное на сколько он опередил свое время!

Ни один самолет в СССР ни до, ни после Т-4 не имел такого числа оригинальных разработок. Практически все основные узлы, системы и агрегаты самолета были разработаны на уровне изобретений – их было зарегистрировано около 600. Это был действительно гигантский прорыв вперед в области самолетостроения. Только вот на момент закрытия темы самолет уже не мог бы решить свою основную задачу – прорыв противовоздушной обороны авианосного ордера и уничтожение авианосца. Как, впрочем, не смогли этого решить ни советские подводные лодки со сверхскоростными торпедами «Шквал» и крылатыми ракетами, ни атомные ракетные крейсеры.

С другой стороны, пришедший ему на смену сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 в современных войнах тоже оказался не нужен. Сожрав при этом не меньшее количество денежных средств.
Текст скрыт развернуть
4
Виктор Галенко
Виктор Галенко 1 декабря 10, в 15:15 http://www.popmech.ru/article/5010-hlyist-poseydona/page/7/
Хороший материал про торпеды "Шквал" - "убийцы авианосцев"
Текст скрыт развернуть
3
Виктор Галенко
Виктор Галенко 1 декабря 10, в 15:35
Текст скрыт развернуть
3
Виктор Галенко
Виктор Галенко 1 декабря 10, в 17:57 Есть мнение, которое я читал в многис СМИ, что к американскому авианосцу можно подойти самое близкое на 50 миль? Далее вероятность поражения самолета почти 100% Текст скрыт развернуть
3
Виктор Галенко
Виктор Галенко 1 декабря 10, в 19:43 Читал. Так что, одиночный авианосец неуязвим практически? Или его сила в его прикрытии? Текст скрыт развернуть
3
Oleg Kirillov
Oleg Kirillov 2 декабря 10, в 13:49 Ну, не всё так плохо.
Для начала, АУГ по РК может применить только дозвуковые КР "Томагавк" (по кораблю шансы только в варианте с СБЧ, ибо "Каштан/Кортик" и сверхзвуковые сшибают на автиомате) или ПКР "Гарпун" (не смешно, их дальность пуска много меньше, чем радиус поражения С-300Ф, а запаса из 96 ЗУР на борту хватит, чтобы гарантированно оставить АУГ без 3/4 самолётов).

По АУГ же будут выпущены сверхзвуковые ПКР "Гранит" (П-700). Идут они на высоте не выше 25 м и на подлёте сами определяют наиболее важную (из оставшихся) цель в ордере, после чего расходятся и организуют атаку с нескольких направлений, разгоняясь до максимальной скорости. С учётом того, что средства ПРО в принципе не успевают захватить цель на скорости M=3, а боевая часть "Гранита" бронирована и не пробивается снарядами "Фаланг", шансы отбиться от 3-4 групп из 4-5 десятиметровых семитонных боевых роботов - немногим выше нуля.

Надо ещё принять во внимание то, что за АУГ ракетный крейсер в одиночку охотиться не будет и такие же стаи "Гранитов" будут выпущены ещё и с подлодок.

Из данных о "Гранит-2" известно только название.

В любом случае, тема давно обсосана и вывод однозначный: в одиночку РК АУГ не уничтожит, но приведёт в негодность, шансы погибнуть самому от самолётов и подлодок - 50/50.

Но это всё сфероконные рассуждения. Атака на АУГ, равно как и попытка атаковать наш РК (обычными или спецБЧ) будет означать лишь одно - пора расчехлять шахты. Крайне маловероятный сценарий. Кому нравятся подобные логические посторения - рекомендую: http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,800.0.html
Текст скрыт развернуть
3
Виктор Галенко
Виктор Галенко Oleg Kirillov 2 декабря 10, в 15:26 Спасибо Олег, исчерпывающе, как и все ваши посты! Текст скрыт развернуть
3
Руслан Крупенин
Руслан Крупенин 2 декабря 10, в 17:37 Я не специалист в этом... но опыт подсказывает, что не бывает ничего идеального... тем более оружия, и ВСЕГДА есть слабые места. Честь вам, за службу в СФ, но вы проиграли войну, не начав её! Текст скрыт развернуть
3
Руслан Крупенин
Руслан Крупенин 2 декабря 10, в 18:07 Так вы и прос...ли... нам досталось, то что досталось.... А вы со своим опытом, если за державу обидно, лучше бы помогли да подсказали как лучше и с какой стороны подойти к этим АУГ.... а не ретировались на завалинку, и с нее комменты о бесполезности выкидывали..... Текст скрыт развернуть
3
Oleg Kirillov
Oleg Kirillov 2 декабря 10, в 16:59 Виктор Николаевич, пессимизм - пессимизмом, но матчасть тоже надо знать, хотя бы то, что открыто. :)

"Граниты" - лишь часть комплекса, который включает и космическую составляющую (т. е. первоначальное ЦУ может идти как от самолёта, так и со спутника). Неподвижная АУГ во фьорде - мишень однозначно. П-700 с дистанции до 500 км выводится по инерциалке в квадрат примерного местонахождения цели (размеры квадрата - секретны, увы), окончательное обнаружение проводит одна из ракет группы, занимая верхний эшелон (если её сбивают, её роль принимает любая другая). После обнаружения ордера группа сближается с ним, определяет схему построения (у ракет есть и готовые образцы построений, чтоб меньше гадать где авианосец), после чего распределяет цели и атакует.

Авиационный удар по АУГ - совсем другое дело, но это крайний вариант.

Теперь скажите, чем Тикондерога будет по "Пете" стрелять? Дозвуковыми "Гарпунами"? С их дальностью в 280 км? Или "Томагавками" с инерциальной системой наведения? Которые еле ползут? И самое главное - зачем ему это?
Текст скрыт развернуть
3
Oleg Kirillov
Oleg Kirillov 2 декабря 10, в 18:08 :)
Замечу, что за 20 лет вооружение на Тикондерогах радикально не поменялось, ПУ те же самые.

А бояться (правда не панически, а обоснованно) - надо.

На Тихом океане - там да, одного "Петра" утопят быстро, перегрузив систему обороны количеством ракет. А на Севере - не так всё просто.

И ещё раз - нафига это США надо? Вот прямо сейчас?
Текст скрыт развернуть
3
Oleg Kirillov
Oleg Kirillov 2 декабря 10, в 19:07 Проект 1144 и есть тот корабль, задача которого - наносить удары по всему, что может помешать пускам МБР с подлодок. Т. е. когда они отстреляются - там хоть трава не расти. Правильно?

Никто не призывает с саблями на танки, это польское изобретение. Количество авианосцев у США не изменилось, но от ответного/ответно-встречного МРЯУ они не спасут никак.

А боевых действий без ЯО с США - не будет.

И, это, про Ваше участие в разоружении страны - не присваивайте себе чужие заслуги. :)
Текст скрыт развернуть
3
Oleg Kirillov
Oleg Kirillov 3 декабря 10, в 00:19 А это я Вас провоцирую рассказать "как оно на самом деле делается", а то Вы чуть что - как рак-отшельник в раковину: "пущай интернет-специалист выступает". :)

Про 50/50 - это из сфероконной баталии: "Петр Великий" один в чистом океане против некой стандартной АУГ. Чего в жизни, разумеется, не будет.

Задача: есть 4000 КР с дальностью полёта от 1500 до 3500 км. Их надо применить по:
а) ШПУ
б) мобильным ПУ (местоположение известно +/- 300 км
в) аэродромам базирования Ту-95 и Ту-160
г) базам ВМФ
д) если упустить момент, то еще и мобильным ПУ железнодорожного базирования
е) носителям тех же "Гранитов" и "Вулканов" со спецБЧ

С их помощью надо уничтожить около 3500 имеющихся ББ и КРВБ с вероятностью поражения 95-100% (иначе неядерной войны не получится), а также все 15 Ту-160 (так как они могут нанести неприемлемый ущерб и неядерными КРВБ). Удар должен быть нанесён массированно (помним про время подготовки полётного задания в 5-6 часов и максимальный темп пуска 1 КР в минуту). Кроме этого абсолютно необходимо найти и утопить и все подводные лодки - носители ЯО, прежде чем они успеют отстреляться.

У обороняющей стороны есть 4 дивизиона С-400 с дальностью до 400 км, 175 дивизионов С-300 разных модификаций с дальностью до 200 км, какое-то количество С-200, войсковая ПВО и узлы обороны ПРО. Комплекс "Периметр" (15Э601, за границей известен как "Мёртвая рука";) обеспечивает автоматическое разрешение применения всех ядерных средств поражения в течение примерно 30 минут по всей территории страны, даже в случае уничтожения всех командных пунктов РВСН и пресловутого "ядерного чемоданчика" (между делом - недавно в США президент умудрился протерять свой чемоданчик, его снабдили новым).

После этого удара у обороняющейся стороны остаётся неизвестное количество тактических ядерных зарядов со средствами доставки дальностью до 400 км, которые тоже нужно уничтожить в самое кратчайшее время, т. е. авиация должна быть готова подавить эшелонированную систему ПВО и приступить к уничтожению пусковых установок, координаты которых тоже неизвестны.

Берётесь за такую задачку? ;)

И вопрос на пятёрку - что потом делать и можно ли считать успешный такой удар победой?
Текст скрыт развернуть
3
Oleg Kirillov
Oleg Kirillov 3 декабря 10, в 00:22 Упс - дезинформация: Клинтон терял не весь чемоданчик, а только коды от него. Что, впрочем, тоже "весело". Текст скрыт развернуть
3
Oleg Kirillov
Oleg Kirillov 4 декабря 10, в 01:10 Галина, дозвольте рассказать одну байку. :)

У меня есть своя область компетенции, коей я занимаюсь больше 20 лет, и в которой я консультирую, а не пишу всякую чепуху на форумах. Смею считать, что я в ней неплохой специалист. Во всяком случае, кое-что из оборудования в компании "Финам" обслуживают мои инженеры. :)

Так вот, когда-то давно, когда я был молод и горяч, но уже достаточно квалифицирован, у меня произошло два неприятных инцидента по одному и тому же сценарию: клиент задаёт вопросы и несёт явную чушь, я его останавливаю и рассказываю, как оно есть на самом деле. Он удивляется и говорит, что всё наоборот. Я рассказываю ещё раз, подробнее. Он опять не верит, в конце концов я включаю режим "уменяжопытабольше" и задавливаю авторитетом. Клиент уходит в недоумении, а через некоторое время выясняется, что прав был он, а не я - у меня тривиально устарела информация. Приходилось звонить, извиняться и разбираться с самого начала.

С тех пор я никогда не требую верить мне, просто потому, что "жираф большой, ему видней". Если излагаемые факты противоречат тому, что я знаю, я прошу таймаут и проверяю свои источники. Но, как правило, я всё равно оказываюсь прав. :) И уж тогда я выдаю клиенту окончательный диагноз, подкреплённый документами.

Виктор Николаевич меня здесь давит авторитетом. Согласен, у него он куда как весомей моего, в его-то области компетенции. Но я свои источники проверил - пока изменений нет. Жду, может он меня переубедит, докажет что _всё совсем плохо_... :)
Текст скрыт развернуть
3
Алексей
Алексей 5 декабря 10, в 18:57 Т-4 бесспорно отличная машина, но в одиночку он всё равно не справился бы с авианосцем. Насколько я помню, небходимо дивизию Су-24 отправить в последний полёт, чтобы потопить авианосец. А построить дивизии "соток" даже СССР было не по карману. Согласен, что Т-4 опередил своё время. Текст скрыт развернуть
3
Сергей Ковальский
Сергей Ковальский 29 декабря 11, в 21:08 Сводить решение военной задачи к сравнению ТТХ вооружения вероятных противников, это дискуссия на уровне «мой папа твоего побьет». Образованному человеку, отслужившему в армии, должно быть ясно, что ТТХ значимый, но не решающий фактор, который определяет вероятность победы или поражения в военном конфликте. Есть комплексное понятие «боеготовность», в него входит: техническое состояние и состав упомянутой матчасти по качеству и количеству (уровень оснащения и снабжения), уровень навыков и опыта личного состава, уровень мотивации личного составаа (тн - моральный дух), а так же уровень координации частей затронутых операцией. Контраргумент - «при прочих равных» не выдерживает критики - потому, что по всем перечисленным пунктам РФ и США далеко не равны.
В общем с телезрителями бесполезно спорить. Для телезрителей злорадная цитата - "Народ, который не хочет кормить свою армию - будет кормить чужую"
ЗЫ Уважаемый Виктор, Вам персонально огромное спасибо! За все, то что вы сделали. И за то, что еще пытаетесь рассказать правду.
Текст скрыт развернуть
3
Алексей
Алексей 8 декабря 10, в 21:09 С ПТБ должны достать в один конец. Су-24М с дозаправкой в воздухе - точно достанут. Текст скрыт развернуть
3
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 19

Последние комментарии

viktorpulap Федяй
viktorpulap Федяй
viktorpulap Федяй
vladimir ivanoff
Чирков Михаил
Рад встречи !!!
Чирков Михаил Я на авиамиртесен. Присоединяйтесь, очень жду.
Виктор Галенко
Увы нет..
Виктор Галенко Cri-Cri - самый маленький электрический самолет в мире
Игорь Бринкманн
али талыбов
это полеты без опп и нпп.всем наступаюшим новым годом
али талыбов Полеты в Афганистан
Равиль Деушев
Виктор Галенко

Поиск по блогу

Люди

863 пользователям нравится сайт finamaero.mirtesen.ru