Виктор Галенко предлагает Вам запомнить сайт «Авиация общего назначения в России (АОН). Спорт, бизнес, жизнь, проблемы и решения»
Вы хотите запомнить сайт «Авиация общего назначения в России (АОН). Спорт, бизнес, жизнь, проблемы и решения»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Самолеты, вертолеты, парашюты, бизнес -авиация, СЛА, космос, воздухоплавание, ВВС, авиауслуги, информация, новости и СМИ

А-60, "лазерный меч СССР", или "за 30 лет до лазерного Боинга..."

развернуть

В прошлом (или позапрошлом?) году с большой помпой было объявлено об успешных испытаниях в США противоракетного лазерного самолета на базе Боинг-747. Однако, мало кто знает, что на четверть века раньше в СССР был успешно испытан самолет с боевым лазером непрерывного действия.
В начале 80-х годов разведывательная служба США утверждала: “Научный уровень работ советской программы создания лазерного оружия в 3-5 раз превышает уровень работ, проводимых в США; советская программа рассчитана на разработку конкретных систем лазерного оружия”.

А-60, "лазерный меч СССР", или "за 30 лет до лазерного Боинга.."
----------------------<cut>----------------------

В середине 70-х гг. Таганрогскому машиностроительному заводу им. Георгия Димитрова было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.

С 1977 г. в ОКБ им. Г.М.Бериева начинается создание летающей лаборатории изделие «1А» для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. На самолете размещалась лазерная установка, предназначенная для исследования распространения лучей в верхних слоях атмосферы. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз» которые возглавлял доктор технических наук, академик Б.В.Бункин.

Решение было с первого взгляда достаточно простым: установить на КА уже созданный и проверенный лазер для испытаний его в космосе. Выбор пал на лазерную установку мощностью 1 МВт (в 2-2.5 раза мощнее, чем предельная мощность у американцев), созданную одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Этот газодинамический лазер, работающий на углекислом газе, был разработан для установки на самолетах Ил-76. К 1983 г. он уже прошел летные испытания.

Однажды в Соединенные Штаты попал ТАССовский снимок, сделанный в Летно-исследовательском институте. На нем был запечатлен вертолет Ка-32. На заднем плане стоял Ил-86ВКП — воздушный командный пункт, предназначенный для управления стратегическими силами СССР в случае ядерной войны. Характерную надстройку на спине самолета американцы приняли за лазерную боевую установку. Они исходили из аналогии со своим самолетом NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory). Этот самолет в рамках работ по противоракетной обороне в 1982 г. над полигоном Уайт-Сэндз с помощью боевого лазера выполнил успешный перехват летящей ракеты AIM-9B Sidewinder. Однако Ил-86ВКП не имел никакого отношения к аналогичной советской программе.

А-60, "лазерный меч СССР", или "за 30 лет до лазерного Боинга.."

Боевой лазер испытывался на самолете Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76ЛЛ с БЛ — летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером). Выглядел этот самолет своеобразно. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт. Вместо штатного метеорадара на носу был установлен огромный бульбообразный обтекатель на специальном переходнике, к которому снизу был пристроен продолговатый обтекатель поменьше. Очевидно, там размещалась антенна системы прицеливания, которая крутилась во все стороны, ловя цель.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом

Впервые в воздух летающую лабораторию "1А" поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым.

А-60, "лазерный меч СССР", или "за 30 лет до лазерного Боинга.."

Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-исследовательский комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова.

Авиационный вариант мегаватного лазера в серию пошел как А-60. Правда, первый самолет-летающая лаборатория Ил-76МД СССР-86879 с боевым лазером в 1989 г. сгорел на аэродроме базирования Чкаловская.

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

А-60, "лазерный меч СССР", или "за 30 лет до лазерного Боинга.."

Но 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2» СССР-86879. На её борту размещался новый вариант специального комплекса модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А».

Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором — заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н.А.Степанов.

Причем, по информации неназванного источника в Минобороны РФ, работы по теме А-60 в числе немногих военных российских перспективных проектов получают из государственной программы вооружений финансирование в полном объеме.

А-60, "лазерный меч СССР", или "за 30 лет до лазерного Боинга.."

Ключевые слова: Военная авиация России
Опубликовал Алексей , 17.06.2011 в 13:10

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Роман Горданов
Роман Горданов 17 июня 11, в 14:57 В начале 80-х годов в США по программе СОИ началась разработка лазерного оружия. Для испытаний этого оружия фирма Боинг построила летающую лабораторию NKC-135ALL. Самолёт аналогичного назначения А-60 был разработан в ОКБ им. Г.К.Бериева на базе транспортного самолёта Ил-76МД.
Разработка А-60 началась в 1977 году. К этому времени уже существала лазерная установка достаточной мощности (разработка НПО "Алмаз";), которую можно было бы установить на самолёт. Серийный Ил-76МД (СССР-86879) был переоборудован на Таганрогском машиностроительном заводе им. Г.Димитрова. На нём был смонтирован лазерный комплекс 1А1. Первый полёт состоялся в августе 1981 года. В конце 1983 - начале 1984 года были проведены первые успешные эксперименты.
Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры самолёт был оснащён двумя турбогенераторами, которые размещались снаружи в обтекателях по бокам фюзеляжа. При этом передние аварийные выходы были упразнены, а ВСУ перенесена в другое место. На месте штатного метеолокатора разместился новый, более мощный. Остекление штурманской кабины сократилось до двух окон с каждой стороны. Лазерная пушка была выполнена убирающейся и размещалась сверху фюзеляжа между задней кромкой крыла и килем. Створки грузового люка были зашиты металлом.
Текст скрыт развернуть
0
Алексей Захаров
Алексей Захаров Роман Горданов 18 июня 11, в 12:49 "При этом передние аварийные выходы были упразнены".
См. фото с экипажем - там как раз виден тот самый "упраздненный" люк.
Рабочее место штурмана, НЯП, вообще было перенесено - блоки прицельной РЛС ему места не оставляли.
Метеолокатор остался тем же самым - просто блоки РЛС его, как и штурмана, "выдавили", и он был опущен вниз на "пьедестале".
Текст скрыт развернуть
0
Сергей Пархаев
Сергей Пархаев Алексей Захаров 4 июля 11, в 20:53 Первая машина сгорела дотла, никто ее не восстанавливал и уж тем более не
модифицировал. А вторая-летает
Текст скрыт развернуть
0
motorigin gennadii
motorigin gennadii Сергей Пархаев 28 ноября 11, в 17:41 А чем занята, летая? Текст скрыт развернуть
0
Алексей Захаров
Алексей Захаров 18 июня 11, в 12:43 Куча несуразностей...
Например, два самолета с одним б/н - нонсенс. Да, машина горела, но была восстановлена, а зтем - модифицирована. Ее свежее фото на Чкаловской (б/н RA вместо СССР) можно увидеть вот здесь - http://russianplanes.net/ID43995
"Бульба" в носу - это как раз прицельная РЛС. Внизу - метеолокатор.
Ни о какой серии речи нет. Это была ЛЛ для отработки лазера для боевого спутника "Полюс" ("Скиф-ДМ";), который был запущен в мае 1987 г.
По некоторым данным, новый цикл испытаний был начат в 2004 году. Чего там делали, естественно, неизвестно...
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5

Последние комментарии

viktorpulap Федяй
viktorpulap Федяй
viktorpulap Федяй
vladimir ivanoff
Чирков Михаил
Рад встречи !!!
Чирков Михаил Я на авиамиртесен. Присоединяйтесь, очень жду.
Виктор Галенко
Увы нет..
Виктор Галенко Cri-Cri - самый маленький электрический самолет в мире
Игорь Бринкманн
али талыбов
это полеты без опп и нпп.всем наступаюшим новым годом
али талыбов Полеты в Афганистан
Равиль Деушев
Виктор Галенко

Поиск по блогу

Люди

863 пользователям нравится сайт finamaero.mirtesen.ru